Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение 

"Солгинская средняя школа № 86"

Родителям на заметку!

Детский дорожно-транспортный травматизм

 

 

Уважаемые родители!

Основными и сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по неосторожности детей, являются: переход проезжей части в неустановленном месте; неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом; нахождение на проезжей части без цели её перехода.

К сожалению, имеют место факты дорожно-транспортных происшествий, сопутствующей причиной которых послужила ссора подростков с родителями.

Одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является  негативный пример ро­дителей.

В зачастую можно наблюдать такую картину: родители пе­реводят ребенка в неположенном месте или на красный сигнал светофора. И хотя в данный момент поблизости нет машин, и жизни ничего не угрожает, родители должны помнить важное: ребенок может знать Правила дорожного движения, но посту­пать он будет так, как делают его мама и папа. Ведь в психике ребенка заложено, что он во многом копирует поведение близ­ких ему людей, поэтому сами родители являются кос­венно виноваты в том, что с детьми происходят несчастные слу­чаи, которые можно было предупредить.

Чем раньше родители начинают обучать своих детей основ­ным навыкам безопасного перехода и доводить до них со­держание каждого правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.

Но самый важный «учитель» — пример родителей, то, как они сами выполняют все предписания ПДД. Об этом надо помнить четко.

И все-таки, как обучать детей правилам безопасно­го поведения?

Необходимо помнить, что такие занятия, беседы, просто упоминания должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Анализ многих случаев дорожно-транспортных про­исшествий с детьми показывает, что часто ребята не за­мечают своевременно опасность и поэтому не могут пра­вильно оценить ситуацию. Значит, первый шаг к безопасности детей — научить их наблюдать, ориентиро­ваться в обстановке дороги, оценивать и предвидеть опас­ность. Формирование навыка наблюдения и ориентиро­вания в дорожных ситуациях зависит от взрослых.

Находясь на дороге со своими детьми, родители должны применять постоянно некоторые методы, которые помогут им и их ребенку сформировать навыки безопасного по­ведения:

  • Никогда не спешить на проезжей части. Наоборот, научите ребенка наблюдать обстановку на ней, пе­реходить дорогу только размеренным шагом.
  • Не разговаривать при переходе через дорогу, как бы интересна ни была тема беседы. Тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре пере­хода.
  • Никогда не переходить дорогу наискось, не говоря  уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход — только стро­го поперек дороги.
  • Не вздумайте переходить дорогу на красный или желтый свет, как бы вы ни спешили! Это не только разовая опасность. Ведь если вы с ребенком пере­шли дорогу на запрещающий сигнал, то он без вас сделает то же самое.
  • Приучитесь и приучите к этому ваших детей — пе­реходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы. Опять повторяем о перекрестках: их пе­реход возможен только по линии тротуаров, «бук­вой Г».
  • При выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, так­си помните, что вы должны это сделать первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвиже­ние ваших дети.
  • Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие си­туации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность в виде очень быстро едущих автомобилей, пешеходов, нарушающих правила, и т.д. Особо об­ращайте внимание на автобусы, стоящие на оста­новке, автомобили на обочине дорог, объезжающие их машины, которые могут неожиданно показаться из-за автобуса и остановившегося транспортного средства. Ребенок должен убедиться, что за разны­ми предметами, стоящими на дороге, может возник­нуть скрытая опасность.
  • Особенно обратите внимание на двигательную па­мять детей: остановка перед переходом. Поворот го­ловы налево, направо для оценки ситуации на до­роге, все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он в случае необходимости скопировал ваше поведение. Сформируйте обязательно у вашего ре­бенка твердый навык — сделал первый шаг на про­езжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях.
  • Никогда не выходите с ребенком на проезжую часть из прикрытия в виде машины или кустарника. Вы тем самым показываете плохую привычку неожи­данно появляться на проезжей части, что может привести к плачевным последствиям.
  • Нельзя, чтобы ребенок перебегал или переходил улицу впереди вас, и особенно не глядя по сторо­нам. Это приводит к тому, что он приучается бежать через дорогу, не оценивая ситуацию.
  • И, конечно же, если ребенок мал и вы не уверены в нем, то крепко держите малыша за руку!
  • Научите ребенка всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того чтобы он умел высчитать время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до вас.
  • Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, которая может стать местом игры у детей. Они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, дети подвергают свою жизнь еще большей опасности!
  • Особенно родители должны внимательно обучать детей правилам и навыкам безопасного поведения на дорогах детей с отклонениями в зрении. Учтите, что «боковое зрение», играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным "зрением развито слабее. Поэтому приучите детей, носящих очки, чаще поворачивать голову для оценки ситуа­ции на дороге.

Если ребенок пошел в первый класс, родители должны помочь ему выбрать самый безопасный маршрут от дома до школы. Если у родителей нет возможности ежедневно провожать и встречать своего ребенка, то несколько раз не спеша надо пройти с ним до школы и обратно и объяснить какие правила ему необходимо выполнять.

Еще одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является не соблюдение правил перевозки детей в автомобилях.

 

Чтобы избе­жать неприятностей на дороге, нужно знать и возрастные особен­ности детей и подростков.

Несколько иначе, чем взрослые, ребенок воспринимает окружающий его мир. Размер мчащегося автомобиля, его ско­рость для ребенка представляются немного искаженными. Рас­стояние до транспортного средства дети также не могут оценить правильно.

Кроме того, собственная скорость передвижения кажется ребенку гораздо больше, чем есть на самом деле. Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от воз­раста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:

178

Инструктивно-методическая работа по изучению ПДД

Возраст и пол

Скорость движения

Дети 6-10 лет

1,11 м/с

Подростки 11-1 6 лет

1,59м/с

Мужчины до 55 лет

1,62м/с

Мужчины свыше 55 лет

1,5 м/с

Женщины до 55 лет

1,35м/с

Женщины свыше 55 лет

1,29м/с

 

 

Как видим, скорость детей в возрасте до 10 лет мала. Для того чтобы иметь общее представление об окружающем про­странстве, ребенку нужно осмотреться вокруг. При этом для то­го, чтобы повернуть голову, ему понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну четвертую секунды.

Таким образом, бывает так, что, искаженно оценив до­рожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Следует также учитывать, что дети с искажением воспри­нимают звуки на дороге, но, кроме того, часто подростки ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая му­зыка. Это также очень существенно мешает восприятию окру­жающей действительности.

Помимо этого, у ребенка искажено восприятие размеров транспортных средств, а до 13-14 лет подростки видят только прямо. У них хорошо развитое «тоннельное зрение», а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Есть и следующий фактор, который необходимо учиты­вать. Люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ве­дущей руки. Активность руки связана с работой разных полу­шарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следова­тельно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», а «левши», те, у кого преобладает работа пра­вого полушария мозга, - «художниками». Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Еще одной психологической особенностью маленьких де­тей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное че­ловеком. Чувство тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребенка должно быть реальное чувство опасности, ко­торое может предотвратить трагедию на дороге.

Таким образом, чтобы предупредить трагедию необходи­мо ориентироваться и на возрастные особенности ребенка, учи­тывать их при проведении занятий по изучению Правил дорож­ного движения.

Родители должны помнить, что жизнь и здоровье детей зависит, прежде всего, от нас, взрослых!

 

Дата последнего обновления страницы 24.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения