Уважаемые родители!
Основными и сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по неосторожности детей, являются: переход проезжей части в неустановленном месте; неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом; нахождение на проезжей части без цели её перехода.
К сожалению, имеют место факты дорожно-транспортных происшествий, сопутствующей причиной которых послужила ссора подростков с родителями.
Одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является негативный пример родителей.
В зачастую можно наблюдать такую картину: родители переводят ребенка в неположенном месте или на красный сигнал светофора. И хотя в данный момент поблизости нет машин, и жизни ничего не угрожает, родители должны помнить важное: ребенок может знать Правила дорожного движения, но поступать он будет так, как делают его мама и папа. Ведь в психике ребенка заложено, что он во многом копирует поведение близких ему людей, поэтому сами родители являются косвенно виноваты в том, что с детьми происходят несчастные случаи, которые можно было предупредить.
Чем раньше родители начинают обучать своих детей основным навыкам безопасного перехода и доводить до них содержание каждого правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.
Но самый важный «учитель» — пример родителей, то, как они сами выполняют все предписания ПДД. Об этом надо помнить четко.
И все-таки, как обучать детей правилам безопасного поведения?
Необходимо помнить, что такие занятия, беседы, просто упоминания должны быть не от случая к случаю, а постоянными.
Анализ многих случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что часто ребята не замечают своевременно опасность и поэтому не могут правильно оценить ситуацию. Значит, первый шаг к безопасности детей — научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке дороги, оценивать и предвидеть опасность. Формирование навыка наблюдения и ориентирования в дорожных ситуациях зависит от взрослых.
Находясь на дороге со своими детьми, родители должны применять постоянно некоторые методы, которые помогут им и их ребенку сформировать навыки безопасного поведения:
Если ребенок пошел в первый класс, родители должны помочь ему выбрать самый безопасный маршрут от дома до школы. Если у родителей нет возможности ежедневно провожать и встречать своего ребенка, то несколько раз не спеша надо пройти с ним до школы и обратно и объяснить какие правила ему необходимо выполнять.
Еще одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является не соблюдение правил перевозки детей в автомобилях.
Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать и возрастные особенности детей и подростков.
Несколько иначе, чем взрослые, ребенок воспринимает окружающий его мир. Размер мчащегося автомобиля, его скорость для ребенка представляются немного искаженными. Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценить правильно.
Кроме того, собственная скорость передвижения кажется ребенку гораздо больше, чем есть на самом деле. Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:
178
Инструктивно-методическая работа по изучению ПДД
Возраст и пол |
Скорость движения |
Дети 6-10 лет |
1,11 м/с |
Подростки 11-1 6 лет |
1,59м/с |
Мужчины до 55 лет |
1,62м/с |
Мужчины свыше 55 лет |
1,5 м/с |
Женщины до 55 лет |
1,35м/с |
Женщины свыше 55 лет |
1,29м/с |
|
|
Как видим, скорость детей в возрасте до 10 лет мала. Для того чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, ребенку нужно осмотреться вокруг. При этом для того, чтобы повернуть голову, ему понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну четвертую секунды.
Таким образом, бывает так, что, искаженно оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.
Следует также учитывать, что дети с искажением воспринимают звуки на дороге, но, кроме того, часто подростки ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. Это также очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.
Помимо этого, у ребенка искажено восприятие размеров транспортных средств, а до 13-14 лет подростки видят только прямо. У них хорошо развитое «тоннельное зрение», а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.
Есть и следующий фактор, который необходимо учитывать. Люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», а «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, - «художниками». Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Чувство тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребенка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.
Таким образом, чтобы предупредить трагедию необходимо ориентироваться и на возрастные особенности ребенка, учитывать их при проведении занятий по изучению Правил дорожного движения.
Родители должны помнить, что жизнь и здоровье детей зависит, прежде всего, от нас, взрослых!