Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

"Солгинская средняя школа № 86"

"Эти забытые погосты" Мосягин Анатолий 7 класс

 

 

Православные краеведческие Богоявленские чтения

«ДРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ НЕ УСТОИТ»

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ЭТИ ЗАБЫТЫЕ ПОГОСТЫ
НАПРАВЛЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЕ                                

 

 

 

 

Выполнил учащийся 7 класса

муниципального  бюджетного образовательного учреждения «Солгинская средняя школа № 86» Мосягин А.А.

 

Руководитель – учитель географии муниципального  бюджетного образовательного учреждения «Солгинская средняя школа № 86» Мосягина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2016 г.

Содержание

1. Введение _______________________________________________ стр. 2

2. Основная часть __________________________________________ стр. 3

2.1. Значение слова «погост» в словарях_____________________  стр. 3

2.2. Введение системы «погостов» княгиней Ольгой ___________ стр. 4      

2.3. «Очерки из истории Вельского уезда» М. Ф. Алфёрова _____ стр. 4               

2.4.М.Ф.Алфёров–«Хроника Вельской земли»__________________стр.5

2.5. Рылковский Погост в советский период___________________ стр. 5

2.6. Рылковский Погост сегодня ____________________________  стр. 6

3. Заключение _____________________________________________ стр. 6

4. Источники информации ___________________________________ стр. 6

5. Приложения – презентация «Эти забытые погосты»

 

 

1. Введение.

1.1. Недалеко от нашего посёлка находится группа деревень под названием Усть-Подюга. Среди них есть деревня Рылковский Погост. Но иногда приходится слышать слово «погост» в другом значении, а именно – «кладбище». Я решил выяснить, что же такое «погост», а также собрать  информацию о деревне Рылковский Погост.

1.2.         Актуальность темы.

Тема о своём крае, о его прошлом всегда актуальна. Здесь родились и выросли мои родители, бабушки и дедушки,  прабабушки и прадедушки, то есть здесь наши корни, уходящие в далёкое прошлое. И чтоб эти корни были крепкими, человек всегда должен быть связан с отчим краем, знать свои обычаи и традиции, дорожить ими. Александр Сергеевич Пушкин Сказал об этом так: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

1.3.  Цель моей исследовательской работы: выяснить, что означает слово «погост», и почему деревни называют Погостами.

1.4.  Задачи  работы:

1) определить с помощью словарей значение слова «погост»;

2) изучить  материал о Погостах в книгах  М. Ф. Алфёрова «Очерки из истории Вельского уезда»  и «Хроника Вельской земли»;

 3) провести опрос жителей  Усть-Подюги;

4) посетить деревню Рылковский Погост, сделать фотографии.

1.5. Объект исследования – значение слова «погост»;                                                       предмет исследования – деревня Рылковский Погост Вельского района Архангельской области.

 

2. Основная часть.

2.1. Значение слова «погост» в словарях.

С помощью ресурсов сети Интернет я изучил значение слова «погост» в разных словарях и выяснил, что это слово имеет несколько значений. Так  в Энциклопедическом словаре оно объясняется следующим образом:                                                                                                                                          1) первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси.           2) Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с   кладбищем.                                                                                                                                        3) С 18 века погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем;     4) позднее – сельское кладбище.                                                                                    

Примерно так же объясняется значение слова «погост» и в словаре Даля.

 В словаре древнерусского языка 11-14 веков я нашёл два значения этого слова:   1) становище, усадьба, место временного пребывания князя при объезде земель  и 2) крупное село, центр сельской общины.

2.2. Введение системы «погостов» княгиней Ольгой.

Из истории России известно, что административно-территориальное деление Руси впервые установила Княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты. А в Википедии я нашёл следующую информацию: «Покорив древлян, Ольга  в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы». Значит первоначальное значение слова «погост» не «кладбище», а место сбора дани, центр торговли и обмена.

         2.3. «Очерки из истории Вельского уезда» М. Ф. Алфёрова.

 Михаил Фёдорович Алфёров, учитель, директор Солгинской школы, краевед, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин                     Вельского района».

Он, изучив множество архивных документов, написал книгу «Очерки из истории Вельского уезда». В этой книге о роли погостов в 16-17 веках он говорит следующее: «Это центр сельской округи – целого куста деревень, очень часто и центр всей волости. На погосте совершались важные бытовые обряды: в церкви крестили новорожденных, венчали молодожёнов, отпевали умерших и  хоронили на приходском кладбище. На площади у церкви часто бывал торг.

          Михаил  Фёдорович  рассказывает  о  нескольких  погостах нашего  района.  Это  такие  как Ильинский Погост, Шадренский, Пежемский, Устьподюжский, Хозьминский, Устькулойский. Некоторых из них, возможно, уже нет, другие – сменили названия. Об этом в книге тоже сказано: «Обычно, когда строилась новая церковь, то она освящалась в честь другого святого  и  погост  менял  название».

 Из книги Алфёрова я узнал, что об Устьподюжском Погосте «впервые упоминается в писцовой книге 1635 года. «На усть речки Подюги  церковь  Успения Пресвятые Богородици…»

  В писцовой книге 1645 года погост охарактеризован так: « Погост на чёрной земле на Вели и на Усть речки Подюга. На погосте церковь  Успения Пресвятые  Богородицы древяна, клецки, холодная… У церкви ж четыре колокола, весу в них четыре пуда двадцать гривенок… На погосте ж дворы церковных причетников: поп, пономарь, просвирница да три кельи нищих. Дальше говорится о том, что ризы, книги, колокола, да и сама церковь (то есть деньги на её постройку) – это дар царя Михаила Фёдоровича.

В писцовой книге 1678 года названа та же церковь Успения Пресвятые Богородицы, но «с трапезою тёплой… На погосте живут поп, дьячок, пономарь, просвирница. Колокольница не обустроена. Это, видимо, всего два столба с перекладиной и крышей». Дальше в книге М. Ф. Алфёрова говорится о том, что нет даты, когда была построена эта церковь. Но, поскольку,  это был дар царя Михаила Фёдоровича, вероятнее всего это было в 20-е годы 17 века.

Михаил Фёдорович говорит также о том, что краевед «М. Мясников в 1765 году называет тот же Устьподюжский Успенский приход, значит первая церковь ещё стояла». Но мне известно, что позже на месте деревянной церкви была построена новая, кирпичная. Документальных подтверждений  у нас пока нет, но многие жители Усть-Подюги знают об этом из рассказов своих родителей и бабушек. Даже я слышал об этом из рассказов своей прабабушки. А повсюду, на холме, где была церковь, сквозь осеннюю листву проступают обломки кирпичей, оставшиеся от разрушенной церкви… Мы пока не знаем, была ли церковь освящена в честь другого святого, но можно предположить, что название погоста  тогда и было сменено с Устьподюжского на Рылковский.

         Ещё мы обнаружили на кладбище необычный, очень высокий крест. На кладбище подобных ему нет, возможно, крест церковный.

2.4.  М.Ф. Алфёров – «Хроника Вельской земли».

В другой работе М.Ф. Алфёрова «Хроника Вельской земли» я нашёл сведения о более позднем периоде Устьподюжского Погоста. Михаил Фёдорович  пишет: «В 1861  году открылись школы: Благовещенская, Никифорвская,  Есютинская, Шадреньгская, Усть-Подюжская, Угреньгская, Ростовская…

В Усть-Подюге при Успенской церкви, посещало 9 мальчиков, девочек нет».

2.5. Рылковский Погост в советский период.

Шли годы, менялся образ жизни людей, но Погост оставался центром  устьподюжских деревень. Здесь был клуб, библиотека, почта, медпункт, магазин.

После революции и смены власти дома богатых людей были переданы государству, а их хозяева выселены. В большом купеческом доме разместили школу-семилетку. В ней учились дети со всех окрестных деревень. Об этом нам рассказала Нина Иринеевна Шалаурова, учительница Усть-Подюжской школы, которая работала там с 1951 по 1975 годы. Сейчас Нина Иринеевна проживает в деревне Лиходиевский Погост и с удовольствием поделилась с нами этой интересной информацией по телефону.

1 сентября 1960 года в эту школу в первый класс должны были пойти мои бабушка и дедушка, но зимой 1960 года школа сгорела…                                      Некоторое время дети учились в разных деревенских домах.

 А уже в 1964 году 1 сентября открылась новая двухэтажная школа-восьмилетка. Там были хорошо оборудованные кабинеты, столярная мастерская, спортивный зал с комплектами лыж и коньков для учащихся. Вокруг школы дети высадили берёзы, акации, цветы, работали на школьном огороде. Школа  просуществовала всего 11 лет, а 1975 году была закрыта в связи с малым количеством учащихся – всего 40 человек. Позже в этом здании размещался пионерский лагерь, но в 90-е годы здание школы, к сожалению, тоже сгорело…

2.6. Рылковский Погост сегодня.

 Все деревни Усть-Подюги соединены с Рылковским Погостом пешеходными висячими мостами. Попасть на транспорте из одной деревни в другую летом можно через броды, а зимой – по льду.

В настоящее время в деревне Рылковский Погост около 20 постоянных жителей. У большинства из них хорошие хозяйства: огороды, домашний скот, крепкие дома. Летом население деревни увеличивается в несколько раз, и она оживает.

3. Заключение.

3.1. Выводы и перспективы.

Таким образом, с помощью имеющихся источников информации, я выяснил, что слово «погост» сейчас имеет несколько значений. Но я считаю наиболее правильным из них то, что «погост» – это деревня, центр сельской округи с церковью и кладбищем. Для доказательства этого можно выстроить логическую цепочку.  10 век: погост – место для сбора дани, торговли и обмена, именно для этих целей люди идут и едут на погост. Позже на погостах строят храмы – люди идут в церковь на погост. Затем на погостах появляются церковно-приходские школы – дети с окрестных деревень идут на погост. В советские годы – клуб, магазин, медпункт, почта, библиотека – всё на Погосте, и люди снова идут на Погост. Сотни лет погост является центром, и слово «погост» из имени нарицательного незаметно становится именем собственным. Коренные жители Усть-Подюги никогда не называли погостом кладбище, а всегда под этим словом подразумевалось название деревни.

Данная исследовательская работа имеет практическое значение.

Во-первых, материал может быть использован на уроках истории и географии.

Во-вторых, мы планируем продолжить работу по исследованию истории церкви в деревне Рылковский Погост и надеемся на её возрождение.

 

4. Источники информации

1. Ресурсы сети Интернет:                                                                                                                                      а) Толковый словарь Даля - Энциклопедии & Словари
enc-dic.comТолковый словарь ДаляPogost-26352;
б) Энциклопедический словарь:
diclist.ruslovar/enciklopedicheskiy/g/pogost.html;

 в) Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)...                                                            enc-dic.comСловарь древнерусского языкаPogost-899.html.

2. М. Ф. Алфёров, С. И. Тупицын «Очерки из истории Вельского уезда», ОГУП «Вельская типография», г. Вельск, 2002.

3. М. Алфёров «Хроника Вельской земли», малое предприятие «Вельти», Вельск, 1995 г.
4. Информаторы:

        а) Ткаченко Галина Анатольевна;

        б) Мосягина Любовь Анатольевна;

        в) Шалаурова Нина Иринеевна;

        г) Задорина Галина Дмитриевна.

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»